Аудит-консалт

аудиторские и консалтинговые услуги

Контроль качества аудита

Аудиторские компании в Нижнем Новгороде, являясь коммерческими организациями, сталкиваются при осуществлении своей хозяйственной деятельности с различными рисками. Среди них наиболее существенным является риск некачественного оказания аудиторских услуг, который может привести как к потере клиента, так и к аннулированию лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Контроль за качеством аудиторских услуг является важнейшим элементом обеспечения качества работы аудиторов. Организация системы контроля качества работы аудиторов - одно из важнейших направлений развития аудита в России. Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» преду-смотрены три уровня контроля качества аудита, два из которых внешние, а третий – внутренний.

Внешние проверки контроля качества аудита могут выпол-няться:

  • Уполномоченным федеральным органом по государственному регулированию аудиторской деятельности. Основные функции, в том числе контрольные, Уполномоченного фе-дерального органа государственного регулирования аудитор-ской деятельности;
  • Аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями, если право проведения таких проверок деле-гировано им Уполномоченным федеральным органом по регулированию аудиторской деятельности. Права аккреди-тованных профессиональных аудиторских объединений, в том числе по осуществлению контроля.

Однако аккредитованные профессиональные аудиторские объединения могут проводить проверки только в отношении членов своих объединений. Система проверки качества работы индивидуальных аудито-ров и аудиторских организаций внешними проверяющими уста-навливается Уполномоченным федеральным органом. В настоящее время свои права по контролю качества Уполномоченный орган по регулированию аудиторской деятельности Минфина РФ передал профессиональным аудиторским объеди-нениям. Концепция проведения внешнего контроля качества изложена в документе «Временные методические рекомендации и программа проведения аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями проверок качества аудиторских услуг» (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 36 от 26 мая 2005 г.). Основополагающим элементом системы контроля качества аудита является наличие внутреннего контроля качества работы в аудиторских организациях. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, в частности Правилом (стандартом) N 7 "Внутренний контроль качества аудита". В данном правиле (стандарте) изложены общие требования к обеспечению качества работы как в рамках всей аудиторской деятельности и оказанию сопутствующих аудиту услуг, определению методов и процедур контроля качества работы, подбору аудиторов и других работников для проведения аудита, так и требования к обеспечению внутреннего контроля качества работы в ходе проведения каждой аудиторской проверки, в том числе выбору проверяющих, осуществляющих контроль за ходом аудиторской проверки и выполнению ими контрольных функций, а также требования к проверке выполненной работы. Таким образом, система внутреннего контроля предполагает включение предварительного контроля, текущего контроля в ходе проведения аудиторской проверки и последующего контроля.

Система международных стандартов аудита не обошла вниманием такой аспект аудиторской деятельности, как контроль качества оказания аудиторских услуг. До 15 июня 2005 г. действовал стандарт МСА 220 "Контроль качества работы в аудите", регулирующий вопросы контроля качества. Российским аналогом этого стандарта является действующее в настоящее время федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 7 "Внутренний контроль качества аудита" (далее - стандарт N 7). Однако, начиная с 15 июня 2005 г. вступили в силу два новых международных стандарта: ISA 220R "Контроль качества аудиторских проверок исторической финансовой информации"; ISQC 1 "Контроль качества в аудиторских организациях, осуществляющих аудиторские и обзорные проверки исторической финансовой информации, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, или оказывающих сопутствующие аудиту услуги" (далее - Стандарт). Если первый стандарт устанавливает требования к процедурам внутреннего контроля в аудиторской организации в отношении качества выполнения отдельного аудиторского задания, то второй стандарт устанавливает требования в отношении организации всего процесса оказания аудиторских услуг, выполнение которых (требований) способно обеспечить их высокое качество.

Организация системы внешнего контроля качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций возложена на уполномоченный федеральный орган. Он вправе проводить проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, а также делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

Необходимо отметить, что уполномоченный федеральный орган является и лицензирующим аудиторскую деятельность органом, поэтому он осуществляет проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Проверки проводятся с целью определения соответствия деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов требованиям законодательства об аудите и лицензировании, других нормативных актов, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Важно проверить достоверность данных в документах, представленных для получения лицензии, и своевременность внесения в них изменений. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе уклоняться от проведения внешней проверки качества аудита. На них возложена обязанность представлять всю необходимую для проверки документацию и иную требуемую информацию проверяющему.

Закон об аудите устанавливает обязанность проверяющего сообщить о выявленных фактах систематического нарушения аудитором (аудиторской организацией или индивидуальным аудитором) при проведении аудита требований нормативных правовых актов, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. На лиц, виновных в таких нарушениях, может быть наложено взыскание в установленном законом порядке.

Мероприятие по контролю должно проводиться на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора). В таком распоряжении (приказе) указываются:

  • номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • ФИО и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
  • наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
  • цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
  • правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
  • дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Продолжительность проверки не может составлять более одного месяца. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Плановая проверка, осуществляемая в целях установления выполнения проверяемым обязательных требований, может проводиться не более чем один раз в два года. При этом установлено особое правило в отношении субъекта малого предпринимательства: такие проверки могут проводиться не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Внеплановые проверки проводятся в случаях контроля за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений, обнаруженных плановыми проверками, а также в других случаях, установленных законом, в том числе обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Получение отчетности от аудиторских организаций и аудиторов и ее анализ позволяют организовать в рамках действующего законодательства систематический контроль, использовать информацию при организации и проведении предупредительного контроля, в значительной степени снизить риск неквалифицированного проведения аудита, повысить эффективность и отдачу работы аудиторов для государства в целом. В то же время данные отчетов позволяют получать более полные сведения о деятельности аудиторских организаций и аудиторов, и на их основе проводить анализ ситуации на рынке аудита в России.

Таким образом, можно говорить о том, что система контроля за деятельностью аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов с учетом выполнения ими лицензионных требований и условий охватывает предварительный, текущий и последующий контроль качества аудита.

Контроль может осуществляться в виде как плановых проверок, так и внеплановых, связанных с проверкой фактов предъявляемых претензий на качество работы конкретной аудиторской организации или индивидуального аудитора.

Минфин России (как уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности) в части осуществления контрольных функций тесно взаимодействует с аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями.

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения осуществляют контроль качества работы (аудита) в отношении своих участников на основании разрабатываемых такими объединениями документов и правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Институт профессиональных аудиторов России 12 февраля 2001 г. принял Концепцию оценки качества работы аудиторской фирмы (аудитора), в которой основной задачей в оценке качества работы аудиторской фирмы (аудитора) называется разработка методологии и методики оценки качества работы. Принятая Методика контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов - членов Института профессиональных аудиторов России описывает принципы, цели и процедуры контроля, права и обязанности проверяемых аудиторских организаций и контролеров. В соответствии с этой методикой контроль Института профессиональных аудиторов России направлен на проверку наличия разработанных и принятых внутрифирменных стандартов; исследование внутрифирменной системы контроля качества и ее эффективности; оценку практического осуществления всех этапов аудиторской проверки (от этапа планирования аудита и формирования рабочей группы до оформления рабочей документации) в строгом соответствии с нормативными документами аудита; оценку системы подбора кадров и программы повышения квалификации сотрудников, внутрифирменной аттестации.

В 2001-2002 гг. было организовано 763 проверки аудиторских организаций. На декабрь 2002 г. Департамент организации аудиторской деятельности Минфина России рассмотрел материалы проверок 527 аудиторских организаций, в ходе которых выявлены различные нарушения лицензионных требований и условий.